КАК НЕ КУПИТЬ ПРОБЛЕМ?
технический директор российского филиала компании SUMEC®
Всем хорошего настроения и хороших приобретений! Это опять Александр!
Сегодня, как и обещал, поговорим о качестве, надежности и ресурсе генераторных установок. Есть такая поговорка: «Мы не настолько богатые люди, чтобы покупать дешевые вещи!». И как раз к этой статье она имеет непосредственное отношение.
Итак, начнем. В первых статьях я рассказывал о качественных (они же ценовые) группах генераторов. Первую, самую дорогую группу (европейскую) пока трогать не будем, так как разговор по большей степени касается генераторов из Китая.
Разложим по полкам без указания брендов
- Бензиновый генератор, собранный на топовом заводе в Китае. Такой генератор имеет качественный двигатель, хорошо сбалансированный, с качественным и отлично отрегулированным карбюратором. Альтернатор (ротор и статор) из электротехнической высококачественной меди, иногда холоднокатаной. Качество альтернатора и двигателя позволяет беспрерывно работать 8-12 часов. Элементы управления и контроля удобные, читаемые, с разнообразными системами защиты от перегрузки и низкого уровня масла. Обычно завод заявляет ресурс такого генератора 800-1000 часов, а на самом деле практика показывает, что при надлежащем уходе и грамотной эксплуатации — больше 2000 часов!!!
- Второй для сравнения генератор среднего ценового сегмента. Двигатель по виду не отличается от генератора, описанного выше. Насколько не отличается, я постарался показать на фото (бренды удалил, любое совпадение внешнего вида — просто совпадение!). Производитель такой машины гарантирует 500 моточасов ресурса с соблюдением всех заявленных характеристик, но практика показывает, что при должном уходе и бережной эксплуатации ресурс доходит до 1000 часов. Двигатель собран достаточно качественно, но процент брака по сравнению с первым брендом выше. Комплектующие среднего качества и навесное оборудование обеспечат работоспособность, но не могут гарантировать стабильного пуска, например, в холодное время. Альтернатор медный, комбинированный или из алюминиевого сплава. Продолжительность непрерывной работы такого агрегата 4-6 часов.
Почему-то я уверен, что если я бы не подписал эти два двигателя, то уважаемый читатель едва ли определил, кто из них выше качеством, а кто достойный середняк. С виду два брата близнеца, но на самом деле — разница есть, и она ощутима.
Сравним навесное оборудование
Сравним металлические части, картеры, головки, крышки. У бюджетных моделей отлив менее ровный и не обработанный. Это реально заметно глазу. Но иногда производители, чтобы скрыть дефекты литья, просто красят алюминиевые части алюминиевой краской. К такому приему чаще всего прибегают совсем уж бюджетные марки, но иногда грешат и середнячки. Например, картер настоящий Honda Вы никогда не увидите окрашенным. Для чего красят? Это всегда дешевле обработки металла. Вывод — если литье на достойном уровне, без облоя, раковин, трещин, неровностей — значит качественно. Если есть неровности в отливе, раковины, края форм плохо обработаны, или еще чего — серебрянка, значит сэкономили.
Литой алюминиевый картер хорошего качества и обработки.
А это алюминиевый картер с не очень хорошей обработкой, а для того, чтобы это было не так заметно он выкрашен алюминиевой краской. И может быть не все так уж и страшно, если быть уверенным, что внутри двигателя все в порядке. На фото внизу раковины и забои на поверхности прилегания картера к головке цилиндра у разобранного мной генератора средней ценовой категории. Генератор был новый и поэтому трудно сказать, сколько бы он отработал с такого рода микродефектами.
Недостаточно хорошо обработанное литье снаружи — скорее всего, чисто эстетический недостаток, а вот внутри — вероятность возникновения стружки и других вкраплений в масле. Конечно же, продолжительной и беззаботной работы при этом ожидать сложно, тут до серьезной поломки недалеко.
Еще немного об алюминиевых частях генератора. Не только картер, но и прочие крышки и крепления из алюминия обеспечивают долгую и стабильную работу. Например, опора подшипника ротора (еще ее называют крышкой генератора). У нее тройная функция: опора подшипника, фиксирование статора в жестком, стабильном положении и основание для крепления электрических блоков и проводов. На моей практике при разборе одного очень-очень недорогого генератора встретилась крышка из переработанного (металлоломного) алюминия. Вот фото этой крышки в месте посадки подшипника ротора:
Очень заметны отслоения и раковины. А ведь это сильно нагруженный элемент. В этом месте фиксируется подшипник тяжелого ротора, который вращается со скоростью 3000 оборотов в минуту!!!
Далее по внешним признакам можно оценить качество навесного оборудования, качество пластиковых частей, качество стиккеров, грамотность и понятность информационных текстов на стиккерах и панели управления.
Не специалисту сложно будет определить качество, например, карбюратора. Производителей достойных карбюраторов в Китае достаточно и всех их перечислять в этой статье нет смысла, но оценить этот важный элемент двигателя внешне тоже будет не лишним. Работает та же схема, какая была с картером и литыми алюминиевыми частями — качество отлива и качество сборки. На следующей картинке два карбюратора от разных производителей. Не трудно будет угадать, какой из них обеспечит стабильный пуск и оптимальный расход топлива.
Перейдем к дизайну и внешнему виду
Как правило, дорогие и среднего класса китайские генераторы имеют достойную комплектацию. Но различия все же есть. Если бренды средней цены задались целью сэкономить, то, следовательно, будут экономить на всем. Топовые же бренды стараются применить как можно больше новинок и изобретений, стараются сделать оригинальный дизайн, отличный от других. Продуманно подходят к комплектации панели управления и стараются не экономить на нужных или иногда просто необходимых элементах (приборы учета наработки, силовые розетки, защита, дополнительная розетка постоянного тока 12В и прочее). Прилагаю фото панели управления одинаковых по характеристикам, но разных по цене генераторов:
Панель генератора уверенно среднего уровня, позиционируется производителем как полупроф. Вроде все хорошо, но нет 12В постоянного тока. Зато есть силовая розетка, которая позволит снять всю мощность генератора с одной точки, есть лампочка аварийного падения уровня масла и защита от перегрузки.
Панель генератора в полной комплектации. Эта комплектация немного дороже, но и задач этот генератор может выполнить больше. К тому же производитель вместил в один прибор все необходимые для контроля параметры.
Сделаем вывод: по внешнему виду можно определить, что за зверь перед Вами. Достаточно внимательно посмотреть на то, как и из чего собран генератор, как производитель относится к своим изделиям.
А что же внутри?
Дальше расскажу о том, что не каждый из Вас увидит — внутренности двигателя и электрической машины — генератора. Для наглядности пришлось разобрать два генератора разных качественных уровней. Это заняло достаточно времени, но надеюсь не зря.
КШМ (кривошипно-шатунный механизм) — главнейший механизм, преобразующий возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение вала двигателя. Важнейшая деталь — коленвал. На фото два коленвала дорогой и бюджетный.
На фото стальной кованный коленвал. Для лучшей балансировки в шатунной шейке делается сквозное отверстие, таким образом, уменьшая ее вес. Отчетливо видно, что отверстие выполнено сверлением, следовательно, изначально материал был цельным. Еще очень заметна гладкая поверхность стальной заготовки.
Чугунный вал литой целиком, поэтому и отверстие литое и не обработанное. Поверхность заготовки сильно зернистая.
Кованая сталь менее хрупкая по сравнению с чугуном, ресурс кованого вала в разы выше, чем более дешевого литого.
Следующим важным элементом является поршневая группа. И здесь важно чтобы картер, где установлен цилиндр был с чугунной гильзой. Обязательно поинтересуйтесь об этом у производителя или продавца, так как двигатель без гильзы едва ли проработает более 300 часов.
Теперь о распредвале. Часто слышу, что пластиковый распредвал более сбалансированный из-за меньшей массы, что зубчатая передача здесь менее шумная и что пластиковый вал — изобретение самих японцев из Хонда!!! Вроде одни плюсы, но! Японский пластик, может быть, и удовлетворяет всем требованиям, как к материалу. А вот Китай еще не настолько продвинут, чтобы заменить металл пластиком на все сто. А если и есть такой, то их цена наверняка нивелируется. Что страшного, на мой взгляд, в пластиковом распредвале. Этот вал пластичнее металлического и поэтому при продолжительной эксплуатации возможны смещения зубьев, что приведет к смещению (хоть и не большому) фаз газораспределения. Двигатель при этом работать будет, но наверняка потеряет в мощности и возможно будет хуже запускаться.
Поговорим о втором сердце генератора — альтернаторе. Сначала расскажу, откуда взялось это интересное слово. Альтернатор — генератор по-английски. Почему я его употребляю? Потому что чаще всего в народе генератором называют генераторную установку в сборе, и чтобы не было путаницы, я разделил эти два понятия: генератор — установка в сборе, альтернатор – это ротор и статор (генераторная часть).
Важные элементы альтернатора — статор, ротор и блок регулирования напряжения (AVR). Лучше всего, если ротор и статор выполнены из меди, а еще лучше из холоднокатанной меди, хуже всего — из алюминия. В чем разница? В электропроводимости этих материалов. У меди она выше, у алюминия она ниже. Чем ниже электропроводимость материалов, тем больше нагрев проводника. Нагрев страшен тем, что даже из-за незначительного превышения установленных значений резко ухудшается лаковая изоляция и как печальный результат выгорание обмотки (гарантии такая неисправность не подлежит), которая по стоимости будет 1/3 стоимости генератора, плюс придется оплатить работу мастера по ее замене, тоже недешевая услуга.
С виду определить медь или алюминий очень сложно, так провода ротора и статора покрыты лаком, который имеет красно-коричневый цвет. Но специалист быстро разберется по весу, сечению провода, размеру металла ротора или статора.
На фото внизу два статора, медный и алюминиевый, как видно, по цвету провода различий никаких. Но под изоляцией материал рассмотреть можно без труда.
Если аккуратно снять лаковую изоляцию (никогда так не делайте!!!), то можно рассмотреть материал статора. Белый металл алюминий, розовый — медь.
Производитель генератора не вправе скрывать материал ротора и статора, поэтому смело спрашивайте! А заводы, которые используют холоднокатанную медь, сразу об этом протрубят, так как это очень важное преимущество.
Важное электронное устройство — регулятор напряжения (AVR). От него зависит качество выдаваемого тока. Для примера регулятор на генератор 2-3 кВт можно установить как за 1,5$, так и за 5$. Конечно же, долговечнее и лучше в работе будет блок, который дороже. Если производитель сэкономил на этом элементе, то подключенное оборудование может работать неправильно, потерять в мощности или вообще выйти из строя. На фото внизу синусоида двух генераторов, высокого и среднего уровня.
Рама, баки, панели и прочий металл
Как ни странно, но это тоже важно! Может кто-то скажет: Ну, здесь-то уж что придираться? Металл, он и в Африке металл. А вот и нет.
Рама — база, на которой смонтированы тяжелые элементы, которые при работе сильно вибрируют. Панель управления, топливный бак помимо выполнения своих прямых обязанностей выполняют еще роль усилений рамы, так называемые ребра жесткости и траверсы. Жесткость рамы обеспечивается качеством и геометрией трубы, из которой она выполнена. И здесь важную роль играет не только диаметр этой самой трубы, но и толщина стенки. Проверить ее конечно трудно, но можно обратить внимание на перегородки в раме, они из листовой штампованной стали и осмотрев их, станет ясно из фольги сделана основа или это надежный, сбитый и крепкий скелет. Внимательно осмотрите эти элементы, качество сварных швов, качество штампа, качество болтовых соединений.
О топливном баке стоит сказать отдельно. Он постоянно находится в контакте с агрессивной средой. Внутри обязательно должен быть обработан или вытравлен!!! Это гарантия от коррозии. Пробка герметична, желательно металлическая! И никаких подтеков и течей!!! Все это можно проверить при предпродажной подготовке, когда бак заполнится топливом.
Вот в принципе все элементы, на которых производитель может сэкономить. Еще раз повторюсь, что покупая генератор среднего класса никакой трагедии нет, главное определиться для каких целей он Вам нужен.
Приведу историю из жизни: Я руководил сервисом, в нем было полно всякого очень качественного инструмента, но как нормальный хозяин я же должен был иметь дома свой, личный инструмент. Выбор и приобретение инструмента носил чисто формальный характер с задачей «лишь бы было». Должна дома быть дрель — вот она, есть, а какая не важно. И будет она работать или нет, тоже неважно. Если генератор нужен для галочки, на раз, то можно не заморачиваться по качеству. Покупайте самый дешевый. А если хочется безопасности, стабильности и долгой и счастливой работы, то подойдите к выбору по качеству понастойчивей.
Подведем итоги
В цифрах приведенных выше надеюсь было заметно, что качественный генератор проработает в 1,5 – 2 раза дольше, чем его среднячковый собрат. Совсем нетрудно прикинуть, что один генератор за 15 000 рублей будет работать как 1,5 – 2 генератора за 12 000 рублей и как 2 – 2,5 генераторов за 9 000 рублей. Математика проста, выгода на поверхности. А если учесть еще кучу мелочей, то приобретая генератор «для работы» точно не захочется экономить.
Какие это мелочи? Более дешевые генераторы после середины своей жизни теряют в производительности. Соответственно расходы на 1 кВт вырабатываемой электроэнергии возрастают. Еще одна мелочь — детские болезни и мелкие неисправности (не докрученные болты, низкокачественная окраска и прочее). За каждой такой мелочью придется обращаться в сервис, не дорого, но придется. Часть их устранят по гарантии, часть нет. Но каждый поход к мастеру – это нерабочее время для инструмента, потраченное время и не самые лучшие эмоции. То, что трудно оценить рублями. Стоит задуматься об этом?
В заключение хочется пожелать удачного выбора. Ну, еще в качестве небольшой рекламы могу отрекомендовать наш бренд Firman® — качественное и надежное оборудование для постоянной работы, с гарантией 2 года. А для менее напряженного режима — Navigator®. Уверенный середнячок с заявкой на полупрофессиональное оборудование. Гарантия год!
Анонс следующей моей статьи: собираюсь написать о выборе генератора для конкретной Вашей потребности или задачи.
Автор: технический директор российского филиала компании SUMEC®
Александр Артемов
©FIRMAN.SU При использовании материала ссылка на источник обязательна.